Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В коммуникативной практике общества и отдельного человека стала занимать деловая речь. Это связано с расширением и углублением деловых контактов как внутри страны, так и на международном уровне, с внедрением новых форм деловой коммуникации, актуализацией вопросов эффективного речевого поведения в деловой сфере.
Деловой русский язык – дисциплина, изучающая нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики. Деловая речь – это нормативная литературная речь; особенности ее проявления связаны с официально-деловым стилем. В сфере науки, делопроизводства и законотворчества, в средствах массовой информации и в политике язык используется по-разному. За каждой из перечисленных сфер общественной жизни закреплен свой подтип русского литературного языка – функциональный стиль, имеющий ряд отличительных черт на всех языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом. Эти черты образуют речевую системность, в которой каждый элемент связан с другими.
Официально-деловой стиль закреплен за сферой социально-правовых отношений, реализующихся в законотворчестве, экономике, управлении и дипломатической деятельности.
Документ – это текст, управляющий действиями людей и обладающий юридической значимостью. Отсюда предъявляемое к тексту документов повышенное требование точности, не допускающей иного толкования.
Соответствовать этому требованию может только письменная речь, подготовленная и отредактированная. Для языка документов характерны высокая степень унификации, стандартизация как ведущая черта синтаксиса, логичность, информационная нагрузка каждого элемента текста, внимание к деталям.
Составление служебных документов – трудный и сложный процесс, который занимает много времени.
Объектом проведенного исследования выступает служебный документ.
Предметом проведенного исследования выступают языковые и стилистические особенности составления служебных документов.
Целью проведенного исследования является анализ языка и стиля служебных документов в современном обществе.
Задачи проведенного исследования:
рассмотреть понятия и развития документа;
изучить служебный документ;
выявить проблемы статуса служебных языковых норм;
охарактеризовать требования к составлению служебных документов ;
определить ошибки при составлении служебных документов.
Структурно работа обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
1. Понятия документа. Служебный документ
1.1 Понятия и развития документа
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – является главным девизом современного мира. С каждым годом объемы информации постоянно увеличиваются, поэтому важным носителем информации является документ. В развитых странах работе с документами уделяется большое внимание. В России был принят Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», которым установлены правовые нормы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления информации. Документы используются во всех сферах общественной жизни. Понятие «документ» является многозначным и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.
Термином «документ» определяют материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, предназначенную для передачи во времени. Официальная формулировка в законодательстве России: «документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» [2].
Документы выполняют следующие функции:
1) Информационная: хранение и предоставление информации;
2) Коммуникативная: документ – это средство обмена информацией;
3) Социальная: запечатление, сохранение и передача социальной информации;
4) Управленческая: документ – это средство управления;
5) Организационная: документ упорядочивает действия участников правовых отношений;
6) Правовая: документ – это письменное доказательство и источник права;
7) Общекультурная: способность документа сохранять и передавать культурные традиции, эстетические нормы и многое другое, которые приняты в обществе;
8) Историческая: документ – это исторический источник [5].
Документоведение относится к молодой науке, оно еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе.
Прежде чем изучить историю развития понятия «документ» в России, необходимо проследить основные этапы документоведения.
В конце XIX в. возникла документационная наука, которая получила распространение в первой половине XX в. Предметом изучения этой науки была документационная деятельность. Основоположником документационной науки считается Поль Отле [12, с. 75]. В 1934 и 1935 гг. издаются его основополагающие работы – «Трактат о документации» (Traite de documentation), и «Мир: эссе об универсализме».
Документы Поль Отле разделил на три основных класса:
документы библиографические (брошюры, очерки, журналы, газеты, письма, трактаты, вывески, лозунги и другие документы);
другие графические документы (гравюры, печатные открытки, фотографии, рукописные книги и архивные документы);
документы – это заменители книги (диски, фонограммы, кинофильмы, запись, телевидение, дидактические материалы, наглядные пособия, произведения скульптуры и архитектуры).
В середине XX в. процессы коммуникации начинают рассматривать в ракурсе документа и информации. Первые представления о предмете документационной науки приобрели информационное содержание. В начале 1960-х гг. появляются новые термины – «документалистика» и «документоведение». Документалистика занимается оптимизацией управления документных систем всех типов (от изобразительного искусства до канцелярского делопроизводства) [18, с. 172].
Документоведение научное направление, задачами которой является изучение создания документов. Также документоведение рассматривают как раздел архивоведения. До середины 1980-х гг. документалистика и информатика является обобщающими науками о документах. С появлением работ Ю.Н. Столярова, С.Г. Кулешова, О.П. Коршунова начинается новый качественный этап в развитии понятия «документ». Проблемами документоведения начинают заниматься книговеды и библиотекари. В 1990-х гг. появилась потребность создания уже специальной науки о документе. Документ начал рассматриваться в первую очередь как объект для передачи информации.
Теперь необходимо проследить развитие отечественного документоведения. Для начала следует рассказать о появлении письменности на Руси [19, с. 203].
Возникновение славянской письменности обычно связывают с принятием христианства в 988 г., а именно с именами братьев Кирилла и Мефодия. Но это не совсем так. Источники свидетельствуют, что некие памятники древнеславянской письменности существовали на Руси задолго до христианизации, но представляли собой «черты и резы» – докириллическую гипотетическую письменность, возможно, руническую, т.е., скорее всего, примитивные символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие счетными, родовыми и личными знаками.
Наиболее ранним свидетельством наличия древнеславянской письменности является «Сказание о письменах» болгарского монаха-«черноризца» Храбра, который писал на рубеже IX – X вв., что, «когда славяне
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
3. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 08.02.2019) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 1. – Ст. 118.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 08.06.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90502/
5. ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135550/
6. Дуплий Е.В. Документирование деятельности коллегиальных органов. // Рабочая программа учебной дисциплины. Документирование деятельности коллегиальных органов / Кафедра управления персоналом, документоведения и архивоведения РГСУ. – М., 2013.
7. Жан Ж. История письменности и книгопечатания. – М., 2005.
8. Кабашов С.Ю. Основы деловой (служебной) письменной речи в сфере управления. Учебное пособие. – М., 2019.
9. Кирсанова, М.В. Курс делопроизводства: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М; НГА, 2015.
10. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 2012.
11. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России – М., 2009.
12. Отле П. Трактат о Документации. / Библиотеки, библиография, документация: избранные труды пионера информатики. – М.: «Фаир-пресс»; «Пашков дом», 2004.
13. Пальчунов Д. Е., Финк А. А. Разработка автоматизированных методов порождения служебных документов на естественном языке. // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. – 2017. – Т. 15. – Вып. 3. – С. 79 – 81.
14. Панова М.Н. Русский язык в сфере государственного управления: актуальные проблемы и пути их решения// Функционирование русского языка как государственного в современных условиях: Всерос. науч.-практ.конф. (Москва, 7 декабря 2012 года): сб. ст./ отв. ред. О.Н. Киянова; РПА Минюста России. – М.: РПА Минюста России, 2013. – С. 19 – 20
15. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М., 2004.
16. Свинцов В.В. Как правильно, или о причинах языковых затруднений // Русская речь. – 2012. – № 4. – С. 33.
17. Сологуб О.П. Делопроизводство. Составление, редактирование и обработка документов. – М., 2015.
18. Стенкжов М.В. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие. – М., 2003.
19. Титкова Т.В., Григорян И.Р. Большой справочник школьника. – М., 2010.